Тюнинг девятки

Тюнинг двигателя

Когда мощность двигателя повышают, это и называют тюнингом. Или форсированием - кому как привычнее. Но не всегда, чтобы мощность повысить, нужно серьезно двигатель переделывать - бывает, что достаточно доработать обычные, стандартные детали - расточить их, отполировать, отшлифовать, если требуется. Эти операции, на первый взгляд, довольно просты, но в действительности требуют немало усилий, которые, в конечном итоге, дадут ощутимый результат. Пускай подобные операции и не сделают вашу "восьмерку" или "девятку" современным автомобилем, но выжмут из машины все, на что она только способна. При этом авто по-прежнему останется вашим старым добрым ВАЗом. 

Давайте пробежимся по краткому списку направлений, которые используют при доработке двигателя. Какое из них выбрать, зависит только от вашего желания и финансовых возможностей. Конечно, вы можете установить фильтр-нулевик (добавляет 3-5 процентов к мощности, стоит $50-70), поставить прямоток (несколько сот $, иногда - до тысячи. Прибавка к мощности - те же самые 3-5%) или выполнить чип-тюнинг двигателя (добавляет не больше 10 процентов для атмосферных двигателей). Но все это, как видим, обойдется недешево, а результат будет не таким уж и ощутимым. Давайте в этой статье рассмотрим альтернативные способы повышения мощности.

Повысить механический КПД мотора можно за счет:

- уменьшения массы возвратно-поступательных деталей - пальцев, поршней, шатунов;

- уменьшить трение в контакте поршень-цилиндр-кольцо;

- уменьшить число и снизить толщину поршневых колец.

Повысить термический КПД мотора можно такими путями:

- увеличить степень сжатия;

- повысить температуру двигателя.

Если выполнять работы "по мелочам" сразу в нескольких направлениях, можно добиться увеличения мощности двигателя, но можно выполнить и комплексные работы. 

Один из наиболее действенных путей тюнинга двигателя - увеличение рабочего объема. Достигается благодаря расточке блока и применения специальных кованых поршней, укороченных шатунов и, в некоторых случаях, другого коленвала. Почему при тюнинге мотора используются именно кованные поршни? Они отличаются от серийных рядом преимуществ - имеют меньший удельный вес и более высокую механическую надежность. Но чтобы еще больше уменьшить вес, при сборке в отношении поршневой группы применяются и другие доработки - облегчается юбка, снимается ненужный, излишний металл на бобышках пальцев, сама форма днища поршня дорабатывается. Некоторые умельцы облегчают и другие детали маховика и кривошипно-шатунного механизма.   

Кроме того, чтобы увеличить объем мотора, некоторые еще дорабатывают ГБЦ - головку блока цилиндров. Наглядное подтверждение пословицы, что все гениальное - просто. Этот способ форсирования двигателя известен уже лет сто, но широкое распространение так и не получил - прежде всего, потому, что работы эти довольно трудоемкие. Вся суть доработки сводится к тому, чтобы удалить недостатки при отливке деталей - различные шероховатости и неровности создают в головке и коллекторах дополнительное трение для ТВС (топливно-воздушной смести). Если сопротивление смеси на впуске свести к минимуму, это положительно отразится на наполняемости цилиндров, и, в свою очередь, приведет к повышению мощности. Под доработкой головки блока цилиндров, прежде всего, подразумевают доработку как впускных, так и выпускных каналов. Но при этом необходимо учитывать, что газовая смесь в каналах движется со скоростью звука (поэтому и происходит шум во время впуска и выпуска), а значит, любые шероховатости и несостыковки в деталях приведут к тому, что скорость потока будет снижаться. Как результат - снижение наполняемости цилиндров и потеря мощности. Исходя из этого, доработка головки блока цилиндров включает в себя такие работы:

Доработка каналов:

- диаметр канала увеличивается;

- геометрия изменяется, необходимые радиусы закруглений выводятся.

Доработка седла клапана:

- острые кромки седла, создающие повышенное сопротивление, шлифуются.

Коллекторы и каналы в головке блока совмещаются:

- даже незначительные несостыковки способны серьезно тормозить газовые потоки.

Каналы и впускной коллектор шлифуются до чистоты IV-V класса:

- в идеале это должна быть зеркальная поверхность - как для двигателя спортивного авто.

Доработка клапанов:

 - клапан облегчается, поперечное сечение увеличивается. Если поверхность клапана обработана с высокой чистотой, это снижает риск того, что клапан прогорит - охлаждение тарелки улучшается.

Все вышеперечисленное - работа тонкая, зачастую ювелирная, кропотливая. И нудная. Но после таких доработок двигатель может прибавить в мощности сразу на 20 процентов. Мы привели только базовый набор необходимых работ по доводке ГБЦ. В результате вы получите головку блока цилиндров, которая будет по стандартам почти равна группе А в автоспорте.

Напоследок еще один небольшой совет - совсем нелишним будет, если вы установите на свое авто спортивный распредвал. Такие распредвалы имеют измененные фазы и разрезную шестерню, что дает возможность более точно настроить фазы распределения газов.

Немного о рисках...

Как правило, все описанные доработки выполняются на основе стандартных, заводских деталей. Но есть еще и другие привлекательные моменты - например, замена клапанов на брэндовые, замена обычных каналов на металлокерамические и так далее. Но и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Особенно это актуально, если вы живете где-то в провинции. Даже если поломка вашего авто будет незначительной, вы просто не сможете найти сразу же подходящие детали, и домой придется возвращаться "на галстуке". Еще один неудобный "нюанс" - элементарные настройки часто привязываются в какой-нибудь конкретной фирме. Когда ее специалисты "вне зоны доступа", это может создать дополнительные проблемы.



Еще интересное из автомира:


21-10-2013, 06:07

Установка на двигатель принудительного наддува

Установка на двигатель принудительного наддува
Благодаря наддуву, установленному на двигатель внутреннего сгорания, цилиндры получают лучшее наполнение воздушно-топливной смесью. В результате увеличивается давление цикла и мощность двигателя,
16-10-2013, 16:23

Увеличиваем мощность двигателя "Приоры"

Увеличиваем мощность двигателя "Приоры"
Какой владелец не хочет, чтобы двигатель его автомобиля был значительно мощнее, и чтобы скорость увеличилась? Чаще всего комплектация силового агрегата с его небольшой тягой автовладельцев как раз и
4-06-2013, 01:06

Можно ли Ладу Калину сделать мощной и одновременно экономичной? Можно!

Можно ли Ладу Калину сделать мощной и одновременно экономичной? Можно!
Цены на бензин постоянно растут, но это некоторых энтузиастов вовсе не отпугивает. Находится немало автолюбителей, которые хотят поставить на свое авто форсированный двигатель. Хотя они прекрасно
21-07-2012, 16:36

Тюнинг двигателя "десятого" семейства

Тюнинг двигателя
Давайте посмотрим, как можно выполнить тюнинг двигателя на примере конкретной модели – на ВАЗ 2111. В «десятом» семействе она носит названия универсала, выпуск модели начался в 1998
26-06-2012, 08:32

Увеличиваем рабочий объем двигателя

Увеличиваем рабочий объем двигателя
Стоит увеличить рабочий объем двигателя, как сразу возрастет (причем значительно) крутящий момент и увеличится мощность, - особенно в зоне низких и средних оборотов. Последнее существенно улучшит
Навигация
Архив