Полезные статьи

Volvo - машина для нашего климата

 Volvo - машина для нашего климата

 

 

 

В течение шести лет Майра Мора работала в Беларуси в качестве посла Латвии и уже третий год возглавляет Представительство Европейского союза в нашей стране. В общей сложности она живет в Беларуси уже девятый год и чувствует себя здесь своей.

За последние 9 лет госпожа Мора немало поездила по белорусским трассам и "межколхозным", как она их называет, дорогам и насмотрелась на белорусских водителей. В 2011-м дипломат вернулась в нашу страну в новом статусе - главы Представительства Евросоюза в Республике Беларусь. Тогда же купила свою нынешнюю Volvo XC60 - как и положено дипломатам, беспошлинно, и каждый уикенд ездит на ней в родную Латвию - как снова же положено дипломатам, не задерживаясь в очередях на границе в Каменном Логе.

- Volvo - это машина для нашего с вами климата: мы не в Италии, не во Франции, даже не в южной Германии, так что точно не BMW. Японские и корейские машины нам всем не годятся по этой же причине, климатической, а мне лично - еще и потому, что они маленькие, созданы для поездок в плотном трафике по городу. Для трассы эти машины непригодны.

Госпожа Мора очевидно относится к своей машине уважительно - без присущих многим дамам сантиментов, исключительно с точки зрения комфорта и надежности.

Зато с нежностью в голосе вспоминает своего первого "жука" - VW Beetle 1971 года года выпуска оранжевого цвета.

- О, это была коллекционная винтажная машина. Мне ее привезли из Германии во второй половине 90-х, за более чем 20 лет у нее было только два хозяина. Мотор 1,3 литра, максимальная скорость на спидометре - 125 км/ч, но больше 100 мне ездить не рекомендовали. Лет пять она у меня была, я даже в слете "жучков" участвовала. Все тогда были возмущены, что мы получили только второе место по сохранности, потому что первое отдали владельцу, который все же немного изменил свою машину, а моя была полностью оригинальная, в отличном состоянии!

Потом госпожа Мора уехала из Риги послом в Литву, повесила на своего оранжевого "жучка" зеленые дипломатические литовские номера и рассмеялась: "Это прямо какой-то United Сolors of Benetton получался!" Пришлось продавать. По словам хозяйки, "на машинку стояла очередь, отдала ее в очень хорошие руки, очень жалко было расставаться".

В Минске, по ее признанию, на своей сегодняшней Volvo госпожа Мора ездит нечасто, в основном "делает на ней трассу" до Риги - а это ни много ни мало 500 км. И так практически каждый уикенд.

- Внутри машина гораздо больше, чем кажется снаружи, есть место для комфортного расположения водителя, совершенно не устаешь.

И только сама за рулем: поездки на родину - "единственная возможность порулить". Ведь по Минску госпожу Мору на служебной тоже Volvo, только S80, возит водитель - таковы требования в том числе и безопасности.

За личный бензин по дороге в Ригу владелица Volvo с дипномерами, кстати, платит здесь, в Беларуси: "95-й у вас хороший, никаких нареканий, цены хоть и растут, но все равно намного ниже европейских". Конечно, полного бака хватает лишь доехать домой и поездить по делам в Риге - в обратный путь топливо заливается уже по европейским ценам.

- Эту Volvo купила, когда приехала сюда - в 2011. Новую, беспошлинно - как положено всем дипломатам. Не помню - за 29 или 30 тыс евро. Ее из Швеции доставили в Белосток, а оттуда уже приехала на ней сама за рулем.

Свою машину владелица обслуживает "где придется" - то в Минске, то в Риге. Дипломат честно признается, что уже совсем не разбирается в машинах: "Нет надобности, разбиралась, когда Beetle был".

- А сейчас есть водитель, он, если что, помогает. Правда, с новой машиной особых знаний и не нужно - отвозишь ее на плановое обслуживание на сервис, и все. Единственное что делаю по собственной инициативе - антикоррозийную обработку кузова и днища, потому что после езды по трассе зимой вся машина покрывается соляными наростами, и мне ее просто жалко.

В очередях на границе нет никаких закономерностей

Еще одна привилегия дипломатов - беспрепятственный проезд границы. "И я от нее никогда не откажусь", - смеется госпожа Мора.

- Стоять в очереди на границе - это даже не столько неудобство, сколько потеря времени. Которое, как известно, деньги. В дипломатическом паспорте записано требование не создавать дипломатам препятствий, способствовать их скорейшему перемещению и прочее.

Дипломат говорит, что сочувствует водителям, которые вынуждены маяться в очереди на границе, но благодарна им за то, что "никогда никакой агрессии не встречала, всегда пропускают, если сложилась такая ситуация".

- Сегодня белорусские пограничники работают немного быстрее, чем литовские, и заслуживают только самой большой похвалы. Вот о таможенниках ничего не могу сказалась, не сталкиваюсь с ними.

Не всем, к сожалению, так везет с границей, и госпожа Мора, конечно же, в курсе, какие у нас порой собираются очереди большегрузов и легковых машин. Представитель ЕС даже знает, как с этим бороться.

- Идеи, как разобраться с очередями на границе, обсуждаются давно. Когда-то в Госпогранкомитете хотели сделать Каменный Лог переходом только для грузовых и дипломатических автомобилей, легковые отправить на соседние пункты пропуска - это бы, конечно, облегчило ситуацию в литовском направлении. Второй вариант - электронная очередь. Опыт в мире есть, его можно перенять, создание системы не потребует много времени и огромных денег. Таможенникам или пограничникам даже не нужно заниматься этим самим - отдать какому-нибудь подрядчику. Все просто: получаешь электронный номер, регистрируешься в системе и точно знаешь, в какое время нужно подъехать к границе. Не нужно стоять в этих огромных очередях.

Такая система, по словам госпожи Моры, успешно работает, например, в Латвии и Эстонии, "в Литве пока нет, и введение ее с обеих сторон существенно бы облегчило жизнь перевозчиков". С частными автомобилями, конечно, сложнее - здесь нельзя точно рассчитать время оформления каждой машины: "Из-за досмотров, нельзя предугадать, сколько времени они займут и чем закончатся".

Самое же поразительное в нашей границе для госпожи Моры - это "абсолютное отсутствие каких либо закономерностей с очередями".

- Вот кажется, в воскресенье вечером белорусы будут возвращаться из Вильнюса после уикенда. Иногда и правда на границе коллапс, иногда же - вообще никого нет. Странно.

"Не государство ездит по дорогам, а вы - вот вы и платите госпошлину!"

- Завидую вашим дорогам, в Латвии они намного хуже, - признается госпожа Мора. - Вам досталось прекрасное дорожное наследство: Беларусь находилась на внешней границе Советского Союза, многие ваши дороги - двойного назначения(республиканского и международного - Прим. Ред.) Причем хорошие не только основные магистрали, я очень часто съезжала с трасс и, скажу вам, то, что я называю "межколхозными" дорогами, - тоже очень хорошее. Вообще у вас практически нет грунтовых дорог, а в Латвии их полно.

Белорусы, в отличие от дипломатов, нашими дорогами недовольны. А еще более недовольны инициативой государства переложить траты на содержание трасс на водителей - последний месяц 2013 года запомнился нам протестами против госпошлины на авто.

- Никакого сочувствия с моей стороны не будет, не ждите! - смеется Майра Мора. -Везде платят дорожные налоги и сборы. Не государство ездит по этим дорогам, а вы - вот вы и платите. Да, бюджет наполняется другими налогами, их платят все - в том числе и не автомобилисты. Но неавтомобилисты не пользуются дорогами - так что для тех, кто ездит, должен быть дополнительный налог. В Латвии он тоже есть, привязан к объему двигателя - более того, величина этого сбора постоянно растет.

"Белорусы как садятся за руль - свирепеют!"

- Есть страны, в которых подавляющее большинство водителей ездит просто глупо, - я не буду их называть, но Беларусь к ним не относится. Вы ездите грамотно. Но что меня удивляет: белорусы по натуре своей - мягкие, вежливые, спокойные люди. Но как садятся за руль - свирепеют! Это не открытая агрессия, нет, но появляется нахальство, хамство. Я, честно говоря, ожидала такой же вежливости и мягкости на дороге - но там ее нет, поведение за рулем идет вразрез с общим поведением.

По словам госпожи Моры, есть в нашем поведении "глупый момент": привычка или же нежелание, неумение считаться с другими.

- Стандартная ситуация: у вас все упорно выезжают на перекресток, когда там уже и так пробка, не смотрят на светофор - там же уже тебе почти красный, а ты стоишь посреди перекрестка, и сам не знаешь, куда деваться, и другим мешаешь. Меня удивляет, что ваша ГАИ до сих пор с этим не справилась. Или левый поворот: светофор настроен так, что когда одному направлению загорелся красный, у другого есть еще возможность повернуть налево. Но им же никто не дает - все продолжают ехать на красный. Я даже придумала решение такой проблемы: поставить на несколько перекрестков по два гаишника - один фотографирует нарушение, второй сразу останавливает нарушителя, и, чтобы не создавать массовость на перекрестке, забирает права и выдает талончик, что-то типа "свое водительское удостоверение вы можете забрать там-то и тогда-то". А уже всеми оформлениями протоколов заниматься потом, в ГАИ, а не на самом перекрестке. Думаю, за неделю водители бы научились здесь ездить.

Дипломат не понимает, как можно поступать мало того, что "против правил", так еще и мешать другим: "Это же осложняет дорожную ситуацию в городе". Такое поведение, по словам Майры Моры, "какой-то анахронизм".

Сама же владельца Volvo с красными номерами - "правильный водитель": говорит, и воспитание, и статус обязывают.

- Я не могу регулировать ваши перекрестки или учить белорусских водителей парковаться по правилам, но сама-то я могу не ехать на желтый. Может, кто-то заметит, что так нужно, может, хоть личным примером я на кого-то повлияю. И скоростной режим в принципе соблюдаю. Ну стараюсь (смеется), максимум превышаю на 10 км/ч. Раньше, бывало, останавливали за скорость, показываешь дипломатический паспорт, извиняешься: "Больше не буду, господин начальник". Да и то это было скорее по невнимательности, задумывалась - не сбрасывала скорость там, где нужно было. А сейчас, например, боюсь пешеходных переходов, особенно в темное время суток.

У белорусских водителей есть не только плохие привычки - некоторые проявления культуры Майру Мору очень радуют: "Есть что сказать очень хорошее".

- Я часто езжу ночью или вечером. Через Ошмяны к Каменному Логу путь проходит по очень красивой холмистой местности. И если впереди горка, кто-то едет с дальним - ваши водители его выключают перед тем, как подняться на горку. Я делаю так же. Если же залез на горку, ослепил тебя, ты несколько раз поморгал фарами и только тогда он наконец-то выключил - 95 процентов, что за рулем встречной машины не белорус.

Госпожа Мора отмечает, что в Минске автопарк "разнообразнее", чем в Риге. Там, например, практически нет американских машин, "азиатов" - меньшинство.

- До поднятия таможенных пошлин белорусы покупали машины по всему миру, накупили разных. У нас может автопарк чуть новее, но и у вас много хороших дорогих машин. Что удивительно, "советского" автопрома почти нет - "жигули", наверное, у белорусов остались только чтобы картошку возить. А вот как пересечешь границу, например, с Украиной, сразу в глаза бросается - и "жигули", и "Москвичи", и "Запорожцы" бегают.

"У Беларуси плохой PR!"

Гостей Майры Моры - а по ее признанию, к ней часто приезжают друзья и близкие, - удивляют наши "доброжелательность, порядок, чистота, европейскость, что ли". "У Беларуси плохой PR!" - констатирует дипломат и поясняет: существует стереотип, что здесь "законсервировано советское время", но "советское", по ее мнению, существует лишь "в вещах, которые туристу не видны": плановой экономике, например, или господдержке предприятий.

- Я всегда показываю то, что у вас хорошо: "белорусский треугольник" Несвиж - Мир - Новогрудок, например. В этом году планирую свозить друзей в Беловежскую пущу, очень хотят - но это большое путешествие, нужно планировать заранее. В Беларуси много замков, они постепенно реставрируются. Здесь есть что посмотреть, может, только не в такой концентрации, как в некоторых других европейских странах - но у вас большая по площади страна, это естественно.

Представитель Евросоюза не сравнивает Беларусь с другой - как мы любим говорить, цивилизованной, - Европой. Госпожа Мора говорит, что найти недостатки можно везде, а нужно уметь видеть, как эти недостатки превращаются в достоинства.

- В 2004 году я впервые ездила в Несвиж. О, помню до сих пор! Там не было ничего: мусор, пустые оконные проемы, заброшенность. Вокруг - водный ров. Воняло за 10 км, вода в нем стояла, наверное, с Первой Мировой войны. А сейчас сделали очень приличную реставрацию, да, в интерьерах не хватает аутентичных вещей, но по объективным причинам.

И, по ее мнению, маленькие шажки во благо во всем: и в реставрации культурного наследия, и в обеспечении безопасности на дорогах. Европа начинается с каждого из нас.



Еще интересное из автомира:


12-08-2016, 20:29

Автомобили Виктора Павлика

Автомобили Виктора Павлика
    Люди шоу-бизнеса не могут обойтись без автомобилей. Для кого-то они банальное средство передвижения, пусть и весьма недешевое, а иногда и пафосное, но есть и те, кто по-настоящему любит
11-08-2016, 20:43

Как купить недорогой автомобиль за границей?

Как купить недорогой автомобиль за границей?
    Каждый из нас не раз и не два слышал о том, что за границей автомобили значительно дешевле, чем в Украине. Что в той же Польше или Литве можно купить слегка подержанную иномарку в
10-08-2016, 08:03

Таможенники начали конфисковывать автомобили

Таможенники начали конфисковывать автомобили
    Ездить по стране на машинах с иностранными номерами теперь можно не больше 20-ти дней. Таможенники начали конфисковывать у украинцев автомобиля с иностранными номерами, если авто
8-08-2016, 19:13

Поведение Volvo в наших суровых условиях

Поведение Volvo в наших суровых условиях
    Вот уже шесть лет подряд знаменитый шведский автоконцерн сажает толпы журналистов в новые Volvo и отправляет преодолевать самые разные российские дороги и направления. Это позволяет
8-08-2016, 18:20

Спор о дорожной пошлине

Спор о дорожной пошлине
    В большинстве стран Европы давно введена плата за проезд по дорогам не только для грузовых, но и для легковых автомобилей. В Германии спор о дорожной пошлине для легковых машин
Навигация
Архив