Полезные статьи

Рынок коммерческого транспорта

 Рынок коммерческого транспорта

 

Рынок коммерческого транспорта — отдельная и очень масштабная тема. Мы не будем вдаваться во все ее сферы, а затронем только начальный сегмент: легкие коммерческие автомобили (LCV), по-другому — малотоннажные модели широкого применения. То есть речь в основном пойдет о машинах полной массой до 3,5 тонн, которые для управления не требуют отдельной «грузовой» категории. И отметим именно базовые грузовые версии: шасси, бортовые, фургоны, тогда как большинство коммерческих семейств также предполагают пассажирские и специальные варианты. Есть тут свои монстры рынка, есть и «статисты», и все определяют сами перевозчики, кто умеет считать тонно-километры.

По статистике, официально российские перевозчики в этом классе предпочитают отечественного производителя: за не полный 2013 год 67% (то есть 2/3) доли продаж в сегменте легкого коммерческого транспорта принадлежит нашим исконным брендам. Доминирует ГАЗ: под этой маркой, которая ныне специализируется только на «коммерции», за 11 месяцев текущего года реализовано около 75000 автомобилей. И хотя это немного меньше предыдущего, отрыв от лидеров сегмента среди иностранных брендов (Ford и VW) пока не менее чем пятикратный.

Компактные

Когда-то за все компактные фургончики на базе легковых малолитражек серийно отдувался ижевский «каблук» (были у него и другие прозвища), ныне канувший в лету — последняя модель ИЖ 27175 (на базе ВАЗ 2104) «ушла» в прошлом году ввиду завершения карьеры прототипа. Сейчас отечественный грузовой мини-сектор отстаивает мелкосерийная продукция ВИС-Авто, где на базе Самары, Гранты и Нивы делают «полурамные» шасси под бортовой кузов и фургоны. Получаются самые доступные средства грузоподъемностью до 700 кг. Правда, вот-вот уйдет из списка модель на базе Самары, поскольку и здесь донор сошел со сцены.

ВИС 2349

Зато набирает ход новый серийный фургончик от самого АвтоВАЗа — грузовая версия Lada Largus, способная везти груз в 2,5 кубометра массой до 750 кг. Других транспортных вариаций пока нет, и двигатель только меньшей мощности, но есть пять вариантов оснащения. Доля этого фургона в семействе уже составляет более 10%, а вместе с продукцией ВИС-Авто на рынке LCV «Ларгус-фургон» занимает пятое место.

Lada Largus фургон

Прочий официальный выбор из цельнометаллических «каблучков» за европейским контингентом. Это переднеприводные модели с полезным объемом в стандарте немногим более 3,0 кубометра и грузоподъемностью 700-800 кг. Как правило, имеются версии на удлиненной базе, с высокой крышей и комбинированные (грузопассажирские). Но кроме общих черт, все же есть индивидуальные отличия, касающиеся двигателей, оснащения и собственно грузовых параметров.

В исходном виде европейские «каблучки» по-рабочему аскетичны: простенький интерьер, одна подушка, ABS, начальный электропакет, грузовой отсек без «капитальной» отделки и дополнительных боковых дверей. Все остальное: подушка для пассажира, борткомпьютер, аудиосистема, кондиционер и другие радости — все это опции.

По части маркетинговых изощрений более других для рынка РФ «постарался» Fiat Doblo Cargo (на заглавном фото): начальная цена самая низкая, но достигается за счет скромняги-двигателя и абсолютно пустой базы, где нет ничего вообще. Подушки, ABS и прочее — все опционально. По сравнению с ним одноклассники вносят большее разнообразие, предлагая на выбор бензиновые и дизельные двигатели, как у Renault Kangoo и Citroen Berlingo. У Peugeot Tepee VU два бензиновых и дизельный (для удлиненной версии), у VW Caddy свои два бензиновых и один дизельный двигатели (все турбо), плюс версия Cross Caddy, то есть даже грузовой фургончик оформлен во «внедорожном» стиле.

Renault Kangoo (слева), Citroen Berlingo (в центре) и VW Cross Caddy Kasten (справа)

Обособленно выглядит Ford Transit Connect: только дизель 1,8 литра, но в трех вариантах мощности, к тому же грузоподъемность этих фургончиков доходит до 900 кг. В базовом оснащении не только подушка и ABS, но также аудиосистема и предпусковой подогреватель, боковая сдвижная дверь. Правда, и цена за машину повыше других (но пониже дизельного VW Caddy), а на пороге уже новое поколение, по дизайну исполненное в стиле новых легковых моделей компании.

Новое поколение Ford Transit Connect

Своего рода сенсацией в этом классе стал дебютант 2013 года Mercedes-Benz Citan. Компания, известная своим влиянием в коммерческом мире, тем не менее, не охватывала компактный сектор. Теперь марка «залезла» и сюда, причем на плечах Renault — это как раз первый продукт совместной деятельности с французским концерном, сотрудничество с которым началось в 2010 году. Mercedes Citan не что иное, как соответственно бренду одухотворенный Renault Kangoo. Для рынка РФ идет в двух вариантах по длине, с системой стабилизации в базовом оснащении и пока только с 1,5-литровым дизелем, но в трех вариантах по мощности. Конечно, есть комби и пассажирские версии, но базовая цена даже за самые доступные варианты — грузовые фургоны, получилась примерно на 35% выше, чем за французский соплатформенник.

Mercedes-Benz Citan

Покрупнее

Но как бы там ни было, в России мелочиться не время, компактный класс не слишком востребован. Предпочтения отдаются все же более вместительным машинам, грузоподъемностью до 1,5 тонны. То есть как Соболь и Газель (ныне с приставкой Бизнес). Эти семейства на своем веку перебрали много двигателей, сейчас выбор между «проверенным временем» УМЗ 2,9 литра и китайского производства Cummins 2,8 литра.

Газель Бизнес

Есть различные бортовые версии, в том числе с двойной кабиной и так называемой европлатформой, цельнометаллические фургоны объемом до 9 кубов, а «бонусом» — варианты с полным приводом. Кроме того, уже с завода сейчас предлагаются би-топливные модификации, то есть на бензине и газовом топливе. В основном еще с ГБО на нефтяном сжиженном газе, хотя начали ставить более перспективные, как считается, системы — с питанием на сжатом природном газе (CNG).

Газель Next

Ну а флагман семейства, дебютант весны 2013 года — Газель Next. Основные отличия, как уже широко известно, в новой кабине и передней рычажной подвеске на пружинах. На данном этапе предлагается шасси и различные «борты», двигатель пока один — все тот же дизель Cummins. Бензиновый тоже будет, чуть позже, ну и в ассортименте появятся ц/м фургоны, м/автобусы и спецтехника. Впрочем, когда все это появится, тогда и обычная Газель уйдет в историю.

Citroen Jumpy (слева) и Peugeot Expert VU (справа)

Что в промежуточном формате «Соболя», то есть с грузоподъемностью в районе тонны, предлагают европейцы? Здесь есть свежие новички российского рынка — Peugeot Expert, который поступил в продажу с осени 2013 года. Появление модели восходит еще из середины 90-х на базе Peugeot 806, сейчас представлено второе поколение после рестайлинга. Нам предлагается два варианта дизеля. С более мощным полезная нагрузка на 200 кг выше, но грузовое исполнение только ц/м фургон. Его прямой аналог (а точнее — двойник), и тоже из новичков нашего рынка — Peugeot Jumpy. Вот здесь уместно добавить, что с обеими моделями стали доступны и пассажирские версии (Tepee и Multispace соответственно) на 9 мест с водителем — по сути, новые для нас полноразмерные минивэны, которые по ценам от 999 000 рублей разнообразили этот сегмент рынка. Кстати, еще чуть раньше появился пассажирский одноклассник Ford Tourneo Custom, причем у него один дизель 2,2 литра и богаче базовое оснащение (сразу кондиционер, аудиосистема, подогревы, круиз-контроль и др.), но и цены от 1,5 млн рублей.

Ford Tourneo Custom

То есть речь о сегменте, где представлен и фургон однотонник Mercedes-Benz Vito, где выбор уже иной. Здесь также разные варианты по длине и высоте, с объемом грузового отсека до 7,5 кубов, но «единый» 2,1-литровый дизель в разных версиях по мощности. Для особых ценителей парочка престижных моторов — 3,0-литровый дизель V6 и даже бензиновый 3,5 литра, причем оба идут с 5-ступенчатой АКП. Эти двигатели более логичны в пассажирских версиях Vito (или комби, что тоже предусмотрено в линейке), но такое же право сохранено и для фургонов. Однако этот же автомат как опция доступен и для базовых дизелей (версия в 136 и 163 л.с.), плюс с ними же на заказ можно получить и полный привод.

Mercedes-Benz Vito

В этом же сегменте VW Transporter «берет» побольше (до 1,4 тонны), версия фургон разного исполнения с объемом грузового отсека от 5,8 до 9,3 кубов, и оснащается широкой линейкой 2,0-литровых дизельных и бензиновых двигателей. Плюс варианты с полным приводом — с дизелями 140 и 180 л.с. и топовым бензиновым 204 л.с., более того, с этими же моторами доступны и 7-ступенчатые роботы DSG. В базовое оснащение кроме подушки для водителя входит комплекс систем активной безопасности, включая ESP, но кроме начального электропакета с подогревом зеркал и форсунок омывателя, все прочие элементы комфорта — за отдельную плату. Кроме того, Transporter доступен в версиях шасси и с бортовым кузовом, где базовое и опциональное оснащение то же самое, но исключен 204-сильный бензиновый двигатель.

VW Transporter

Большие среди легких

Все же более «ходовыми» в этом сегменте выступают, так сказать, полноразмерные фургоны. Не случайно иностранные сборочные предприятия в России делают ставку именно на этот класс. Так, в свое время довольно успешно было развернуто производство Fiat Ducato предыдущего поколения, хотя из-за «внутренних противоречий» инвесторов проект свернулся. Сейчас Ducato импортируется в своем нынешнем поколении, которое делит платформу с Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Правда, есть различия по двигателям — Fiat ставит «свой», ивековский дизель, у французов свой.

Fiat Ducato Double Cab (слева), грузовой вариант Peugeot Boxer (в центре) и микроавтобус Citroen Jumper (справа)

Но во всех случаях силовая часть «статична» — двигатель в одном исполнении и только с МКП. Выбор же предлагается «по существу», то есть разного исполнения (по длине и высоте) фургоны объемом от 8 до 17 кубов, грузоподъемностью от тонны. А кроме того шасси с одинарной и двойной кабиной и разной базой, а также комби и спецверсии. Оснащение тоже по требованию: в базе необходимый минимум — одна подушка, ABS, электропакет, защита картера, но за отдельную плату — широкий список «допов», включая климат-контроль, датчик дождя, парктроник, омыватель фар и многое другое.

Но свято место пусто не бывает: все идет к тому, что другой одноклассник — фургон Renault Master, в нынешнем поколении выпускаемый с 2010 года, будет выпускаться и у нас. Пока не ясно, в каких именно версиях, ведь европейские варианты предполагают как передний, так и задний привод, но двигатель, очевидно, будет также «в одно лицо».

Renault Master

Но французов немного опередили немцы: в режиме полного цикла на площадке ГАЗ уже развернуто производство фургонов Mercedes-Benz Sprinter теперь уже предпредыдущего поколения, получивших приставку Classic. Проектная мощность — 25 000 машин в год, с лета 2013-го фургоны поступают в продажу. Один проверенный дизель серии ОМ 646, высокая крыша в базе, два варианта длины с объемом 10,4 и 13,4 кубов, грузоподъемность около 1,5 тонны — потребительская «корзина» не богата, но оптимизирована. Во всяком случае, именно текущий год дал компании прирост продаж в данном сегменте сразу на 25%, и появление Sprinter Classic здесь наверняка сыграло свою роль.

VW Crafter (слева), созданный на базе уходящего поколения MB Sprinter, и их общий предок — Mercedes-Benz Sprinter Classic

Ну а кому нужен более современный выбор, надо обращаться к Mercedes-Benz Sprinter текущего поколения (к слову: в Европе недавно дебютировало новое поколение этой модели). Здесь уже все по законам глобальных «конструкторов» — техника и грузовые возможности «безграничны» и подбираются исходя из индивидуальных задач, и весовой диапазон широкий, с полной массой от 3 до 5 тонн. Если необходимо, можно заказать не просто полный привод, а даже «внедорожный» вариант с понижающей передачей и грязевыми шинами. Есть бензиновые двигатели, в том числе в версии с NGT (на природном газе). Также можно получить вариант с 5-ступенчатой АКП (с бензиновыми двигателями) и роботизированной коробкой 7G-Tronic Plus. Ну и, разумеется, кроме фургона предлагаются шасси в ассортименте и бортовые.

Mercedes-Benz Sprinter 4WD

Свой мультивыбор предлагает Ford Transit, сборка которого в России на новом предприятии Ford Sollers в Елабуге началась еще раньше — в начале 2012 года. Конечно, здесь свои особенности: единый коммерческий дизель 2,2 литра в трех версиях по мощности, а привод с учетом всего доступного ассортимента возможен в трех ипостасях — передний, задний, полный. Разумеется, и VW «в теме»: семейство Crafter в конфигурациях по двигателю и кузову разветвлено как надо, но с учетом только заднего привода. Не безызвестные в России малотоннажники Iveco Daily с 2011 года представлены в новом поколении, выбор дизеля 2,3 литра по мощности, а также версий по шасси и кузову есть, хотя на фоне конкурентов эти автомобили на нашем рынке как-то потерялись.

Ford Transit (слева) и Iveco Daily (справа)

Неформаты

Европейский сегмент LCV подразумевает машины более безопасной капотной (или полукапотной) компоновки с расположением кабины за двигателем. В то же время еще по линии second-hand из Японии коммерческий сектор в свое время получил широкое распространение за счет машин бескапотной компоновки «кабина над двигателем». Сейчас и официально такие грузовики предлагаются, и некоторые даже собираются в РФ, но речь в основном о среднетоннажных моделях и более. Хотя есть и «граничные» варианты в виде Nissan Cabstar грузоподъемностью в районе 1,5 тонны — шасси разной длины и бортовые.

Nissan Cabstar

Также по классу бескапотников выступают, и весьма активно, корейские минигрузовики — речь об однотонниках Kia Bongo и Hyundai Porter. Последний даже не так давно собирался на ТагАЗе, но это модель предыдущего поколения и особо не заметна. В восточных регионах России больше продается машин по «серым» каналам: из Кореи привозят современные версии для внутреннего рынка. Уже в базе они неплохо оснащены, а особым спросом пользуются полноприводные версии с двойной кабиной — некая альтернатива пикапам. Причем если до недавнего времени 4WD и 5-местная кабина были прерогативой Kia Bongo, то сейчас подобные версии стали появляться и под маркой Hyundai.

Kia Bongo

Бескапотники в России, куда же без них, представлены и китайскими марками, среди них и весьма экзотические легкие варианты типаBAW Tonik c бензиновым двигателем 1,3 литра, рассчитанный на 1,3 тонны груза. Но даже с учетом невысоких цен, китайская продукция похвастать заметным влиянием на рынке пока не может. Об этом говорят результаты продаж: тот же BAW со всеми грузовыми моделями за 11 месяцев 2013 года реализовал всего чуть больше 1400 машин. В продолжение этой тематики нельзя не отметить и один из новых проектов на ТагАЗе — в прошлом году здесь освоили выпуск минигрузовика Hardy, имеющего китайские корни. Его особенность уже в полукапотной компоновке. С бензиновым двигателем 1,3 литра бортовая версия может брать тонну груза. В стандартном оснащении электроусилитель руля, ABS, радио, туманки. Цена невысока, но вот не слышно, что бы эта модель стала реальной альтернативой, скажем, тому же Соболю. Тем более, выпуск модели приостановлен из-за экономических сложностей на предприятии: купить Hardy (как и Porter) получится разве что из остатков у каких-нибудь дилеров.

BAW Tonik (слева) и TагАЗ Hardy (справа)

Ну и самый неформатный, истинно самобытный представитель, даже целый сегмент — традиционная продукция УАЗ. В таком соотношении вездеходных качеств, грузовместимости и цены ничего подобного нет. Были модернизации по двигателю, по приводу, но в целом конструкция та еще: для ряда моделей и усилитель руля по-прежнему опция. Предлагаются разные варианты бортовых и ц/м фургонов, есть и пассажирские, а из более современных последователей пока только одна — бортовая модель Cargo на базе Patriot.

УАЗ Cargo (слева) и грузопассажирская модификация «санитарки» — УАЗ 39625

Предложение новых LCV на российском рынке, ориентировочные цены (на январь 2014 года):

Модель

Тип кузова

Тип привода

Двигатель (л/л.с.)

Стоимость, руб

ВИС 2347 (Самара)

Бортовой/фургон

Передний

1,6/82

от 318 000

ВИС 2349 (Гранта)

Бортовой/фургон

Передний

1,6/87

от 350 000

ВИС 2346 (Нива)

Бортовой/фургон

Полный

1,7/83

от 390 000

ГАЗ Соболь

Бортовой/фургон

Задний/полный

2,9/107

от 512 000

ГАЗ Соболь

Бортовой/фургон

Задний/полный

2,8/120

от 632 000

ГАЗ Газель

Бортовой/фургон

Задний/полный

2,9/107

от 577 000

ГАЗ Газель

Бортовой/фургон

Задний/полный

2,8/120

от 697 000

ГАЗ Газель Next

Шасси

Задний

2,8/120

от 699 000

ГАЗ Газель Next

Бортовой

Задний

2,8/120

от 749 000

ТагАЗ Hardy

Шасси/бортовой

Задний

1,3/78

от 360 000

УАЗ Cargo

Бортовой

Полный

2,7/128

от 550 000

УАЗ Cargo

Бортовой

Полный

2,2/114

от 640 000

УАЗ

Бортовой/фургон

Полный

2,7/112

от 469 000

BAW Tonik

Бортовой

Задний

1,3/70

от 454 000

Citroen Berlingo

Фургон

Передний

1,6/90

от 611 000

Citroen Berlingo

Фургон

Передний

1,6/75

от 638 000

Citroen Jumpy

Фургон

Передний

1,6/90

от 899 000

Citroen Jumpy

Фургон

Передний

2,0/120

от 1 009 000

Citroen Jumper

Шасси

Передний

2,2/130

от 953 000

Citroen Jumper

Фургон

Передний

2,2/130

от 1 039 000

Fiat Doblo Cargo

Фургон

Передний

1,4/77

от 555 000

Fiat Ducato

Шасси

Передний

2,3/120

от 869 000

Fiat Ducato

Бортовой

Передний

2,3/120

от 1 123 000

Fiat Ducato

Фургон

Передний

2,3/120

от 949 000

Ford Transit Connect

Фургон

Передний

1,8/75-110

от 766 000

Ford Transit

Шасси

Передний/задний/полный

2,2/100-155

от 1 038 000

Ford Transit

Фургон

Передний/задний/полный

2,2/100-155

от 1 091 000

Foton BJ 1039

Бортовой

Задний

2,8/92

от 795 000

FAW 1041

Бортовой

Задний

3,2/103

от 717 000

Hyundai Porter

Шасси/бортовой

Задний

2,5/80

от 465 000

Hyundai Porter

Бортовой

Задний/полный

2,5/133

от 840 000

Isuzu NLR 85

Шасси

Задний

3,0/130

от 1 107 000

Iveco Daily

Шасси

Задний

2,3/116

от 1 314 000

Iveco Daily

Бортовой

Задний

2,3/116

от 1 403 000

Kia Bongo

Бортовой

Задний/полный

2,5/133

от 840 000

Lada Largus

Фургон

Передний

1,6/87

от 339 000

Mercedes Citan

Фургон

Передний

1,5/75-110

от 866 000

Mercedes Vito

Фургон

Задний/полный

2,1/95-163

от 1 137 000

Mercedes Vito

Фургон

Задний

3,0/122

от 1 747 000

Mercedes Vito

Фургон

Задний

3,5/258

от 1 847 000

Mercedes Sprinter

Шасси

Задний/полный

2,1/95-163

от 1 055 000

Mercedes Sprinter

Шасси

Задний

3,0/190

от 1 370 000

Mercedes Sprinter

Шасси

Задний

1,8/156

от 1 230 000

Mercedes Sprinter

Шасси

Задний

3,5/258

от 1 550 000

Mercedes Sprinter

Фургон

Задний/полный

2,1/95-163

от 1 445 000

Mercedes Sprinter

Фургон

Задний

3,0/190

от 1 760 000

Mercedes Sprinter

Фургон

Задний

1,8/156

от 1 620 000

Mercedes Sprinter

Фургон

Задний

3,5/258

от 1 940 000

Mercedes Sprinter Classic

Фургон

Задний

2,1/109

от 1 177 000

Nissan Cabstar

Шасси

Задний

3,0/150

от 1 078 000

Nissan Cabstar

Бортовой

Задний

3,0/150

от 1 180 000

Peugeot Partner VU

Фургон

Передний

1,6/90

от 611 000

Peugeot Partner VU

Фургон

Передний

1,6/110

от 616 000

Peugeot Expert VU

Фургон

Передний

1,6/90

от 899 000

Peugeot Expert VU

Фургон

Передний

2,0/120

от 979 000

Peugeot Boxer

Шасси

Передний

2,2/130

от 933 000

Peugeot Boxer

Фургон

Передний

2,2/130

от 1 019 000

Renault Kangoo

Фургон

Передний

1,6/102

от 610 000

Renault Kangoo

Фургон

Передний

1,5/86

от 650 000

Renault Master

Фургон

Передний

2,3/125

от 998 000

Renault Master

Фургон

Задний

2,3/125

от 1 269 000

VW Caddy

Фургон

Передний

1,2/86

от 709 000

VW Caddy

Фургон

Передний

1,2/105

от 765 000

VW Caddy

Фургон

Передний

2,0/110

от 813 000

VW Transporter

Шасси

Передний/полный

2,0/84-180

от 847 000

VW Transporter

Бортовой

Передний/полный

2,0/84-180

от 1 084 000

VW Transporter

Фургон

Передний/полный

2,0/84-204

от 1 153 000

VW Crafter

Шасси

Задний

2,0/109-163

от 1 164 000

VW Crafter

Бортовой

Задний

2,0/109-163

от 1 419 000

VW Crafter

Фургон

Задний

2,0/109-163

от 1 469 000

Василий Ларин



Еще интересное из автомира:


11-08-2016, 19:56

Пять премьер бренда ГАЗ

Пять премьер бренда ГАЗ
      С 31 мая по 2 июня Группа компаний «АИС» приглашает познакомиться на SIA 2013 с пятью премьерами легендарного российского бренда ГАЗ.
6-08-2016, 21:44

"Огонек" побывал на COMTRANS

    "Огонек" побывал на COMTRANS — главной в России выставке коммерческих автомобилей — и познакомился с новинками автопрома, которые уже в этом году появятся у российских дилеров.
25-09-2014, 11:54

Коммерческий автомобиль Hyundai H350 представлен официально

Коммерческий автомобиль Hyundai H350 представлен официально
Корейская автомобильная компания Hyundai представила свой новый коммерческий автомобиль H350, который создавался исключительно для Европейского рынка. Собираться данная модель будет на Турецком
6-08-2014, 14:17

Обновленный Ford Transit поехал в народ

Обновленный Ford Transit поехал в народ
Обновленный Ford Transit можно теперь купить и в России с двигателями объемом 2.2 литра, с мощностью 125 л.с, 135 л.с и 155 л.с. Приобрести этот автомобиль можно в следующих вариациях: фургон
29-07-2014, 11:05

Mercedes-Benz официально представил новое поколение модели Vito

Mercedes-Benz официально представил новое поколение модели Vito
Немецкий производитель Mercedes-Benz презентовал следующее поколение минивэна Vito.
Навигация
Архив