Полезные статьи

История «народного автомобиля»

 История «народного автомобиля»

 

Восемь десятилетий назад началась история «народного автомобиля», более известного в мире как «Фольксваген-жук» (Volkswagen-Kaefer), который после войны без всякого оружия завоевал мир. В сентябре 1963 года началась история другого столь же ошеломляющего проекта — спортивного автомобиля Porsche 911. Конструкторские наработки «Порше» создали по сути новые направления в автомобилестроении. По итогам всемирного рейтинга обе модели — «жук» и 911-й — вошли в звёздную пятёрку «Автомобилей столетия».

Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в Австро-Венгрии, в богемском городке Мафферсдорф, сейчас это чешский Либерец. Отец будущего гениального конструктора слыл в округе умелым медником-жестянщиком, устанавливал и ремонтировал сантехническое оборудование и готовил сына себе на смену. Юноша быстро постиг азы работы с металлом. Фердинанд увлёкся электротехникой и в 15 лет вручную смастерил генератор и лампочку: дом семьи Порше второй в городе после резиденции бургомистра получил электрическое освещение.

Всем стало понятно, что мальчик способен на большее. Фердинанд уезжает в Вену и начинает слушать лекции в Техническом университете. А параллельно работает в небольшой компании по производству электродвигателей. Первое время ему приходилось убирать помещения. Но он недолго махал метлой. Уже в 1898 году инженера Фердинанда Порше принимают на работу в компанию Lohner, и он сразу же приступает к работе над серьёзными проектами. Так, в 1900 году на автосалоне в Париже был показан автомобиль, который по сути опередил своё время. Речь идёт о машине под названием Lohner-Porsche, которую можно считать предтечей современных электромобилей. Электрические двигатели располагались в ступицах передних колёс. И это в 1900 году! Неудивительно, что детище 25-летнего конструктора было признано лучшим автомобилем выставки. В том же 1900 году Порше дорабатывает свой электромобиль, оснастив его ещё и бензиновым двигателем. То есть фактически Порше построил первый в мире гибрид.

После этого начался стремительный взлёт его карьеры. В 1906 году Фердинанд Порше становится техническим директором компании Austro-Daimler. В 31 год он отвечает за весь её модельный ряд. Уже будучи техническим руководителем Austro-Daimler, Фердинанд понял, что его как инженера больше всего привлекают спортивные автомобили. Он строит гоночные машины, которые постепенно начинают ездить всё быстрее. Приходят и победы. Если в 1909 году в гонке на призы принца Генриха автомобиль, созданный Порше, пришёл к финишу вторым, то в 1910 году команда Austro-Daimler отпраздновала абсолютную победу: три первых места. Причём в этой гонке Фердинанд правил машиной сам.

Есть и ещё один интересный факт: механиком у Фердинанда Порше в той гонке был молодой хорват по имени Иосип, который через четверть века станет диктатором Югославии — Иосипом Броз Тито. После Первой мировой войны Фердинанд переезжает из Австрии в Германию, в Штутгарт, и в 1923 году становится техническим директором уже всего концерна Daimler. Там он создаёт автомобили, благодаря которым марка Mercedes стала знаменитой. Именно на его счету компрессорные Mercedes 20-х годов прошлого века, в том числе и легендарный гоночный Mercedes S. И тем не менее Порше уходит из Daimler и создаёт свою собственную фирму. Весной 1931 года в Штутгарте открылось конструкторское бюро Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH, занявшееся разработкой двигателей всех типов, а также автомобилей и мотоциклов. Недостатков в заказах у Фердинанда не было, ведь к тому времени он был, пожалуй, самым известным автомобильным конструктором в Европе. Помимо выполнения выгодных заказов он создаёт собственные разработки. В 1932 году Порше сконструировал новый амортизационный элемент, который стал достоянием всех автопроизводителей — торсионную подвеску на продольных рычагах.

Любимец двух диктаторов

В 1932 году на гребне славы Фердинанд Порше вместе с сыном Ферри по приглашению Сталина посещают Советский Союз. В комфортабельном литерном вагоне они объезжают все крупные советские стройки начала 1930-х годов, включая Сталинградский тракторный. Судя по всему, генсек хотел поразить Порше масштабом и будущими перспективами. По слухам, ему было предложено переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР и дан карт-бланш в области авто- и танкостроения, огромные привилегии и власть. Говорят, ему даже предлагали стать... министром автомобильной промышленности. В этом случае его судьба могла бы быть весьма печальной. Но всё сложилось иначе. Вскоре оказалось, что новый диктатор Германии не менее трепетно относится к работам Порше, чем его советский коллега. И у него на конструктора были свои планы. «Трудолюбивые немецкие рабочие не будут добираться до работы пешком. В условиях национал-социализма они получат свой собственный автомобиль», — заявил будущий фюрер нации уже в 1933 году в Берлине. И вызвал Порше на беседу. После избрания канцлером Гитлер поставил перед немецкими промышленниками жёсткую задачу: создать машину ценой до тысячи рейхсмарок, способную перевозить минимум четырёх человек, расходуя на 100 километров не более 5 литров топлива и двигаясь со скоростью не менее 80 км/час. Так Порше получил высокого покровителя и «зелёный свет» для реализации своей мечты.

Уже в 1935 году конструктор показывает первые ходовые образцы «народного автомобиля», а вскоре начинается проектирование и строительство завода «Фольксвагенверк» в 80 километрах от Ганновера. Порше и его спонсор определили невиданные для того времени масштабы производства: один миллион машин в год. Порше понадобились консультации по налаживанию массового производства, и он отправился за океан к другому автомобильному гению, Генри Форду, которого ценил необыкновенно высоко. Изобретатель конвейера тогда сказал: «Если кто-то сумеет построить автомобиль лучше и дешевле, чем я, то так мне и надо...»

Вместе с передовыми технологиями Порше привёз из Детройта компанию специалистов, большей частью выходцев из Германии. Финансирование «народного автомобиля» должно было в прямом смысле идти на народные деньги. Программа предусматривала следующее: её участник каждую неделю перечисляет на специальный счёт пять рейхсмарок. И спустя 3 года 8 месяцев он накапливает 990 марок, на которые может купить автомобиль под названием KdF, Kraft durch Freude — «сила через радость». После войны этот автомобиль получит название «Volkswagen Kaefer» — «жук». До 300 тысяч немцев приняли участие в формировании фонда строительства. Бюджет рейха сразу обогатился на сумму, эквивалентную 67 миллионам долларов. Однако надежды бюргеров так и не оправдались. К началу Второй мировой собрали всего 210 малолитражек, да и те передали высшим чинам нацистской партии. Один из первых KdF оказался в гараже Евы Браун.

После войны пострадавшие вкладчики подали судебные иски, и в 1961 году суд постановил: либо они должны внести доплату для покупки нового «жука», либо им придётся довольствоваться получением внесённых ранее и значительно обесцененных денег.

Во время войны любимец фюрера стал весьма крупным имперским чиновником — главой танкового управления в Министерстве вооружений. Но продолжал работать и как конструктор.

Вплоть до 1945 года под его эгидой выпускались полноприводные джипы «Кюбельваген» модели «82», командирские машины «Командоваген» — «87» и амфибии «Швиммваген» — «166». Работал Порше и в других областях: создавал мотоциклы, локомотивы, авиадвигатели, танки. Последние стоят особняком в его военной карьере. Его недоведённый в военной спешке танк «Тигр», хотя и был запущен в производство, но в конце концов проиграл ходовые испытания фирме «Хеншель», машины которой и были приняты на вооружение.

Встал вопрос об использовании уже готовых шасси танков Порше, которые успели изготовить в количестве 90 штук. Было решено на их базе построить истребитель танков с мощным орудием РАК43/1 длиной ствола в 71 калибр, установив его в броневой рубке в кормовой части танка. Истребители танков «Фердинанд», впоследствии «Элефант», могли быть использованы и как штурмовое орудие. Впервые они были использованы в июле 1943 года в сражении на Курской дуге.

Они были очень опасны при ведении боя на больших дистанциях. Были случаи, когда танк Т-34 уничтожался с расстояния 3 000 метров. Однако в ближнем бою более подвижные тридцатьчетвёрки уничтожали «Фердинанды» выстрелами в борт и корму. Принимал Порше участие и в создании лёгкого танка «Леопард», среднего «Пантера» и супертяжёлого «Мышь».

По окончании войны в австрийском Гмюнде, куда переехало конструкторское бюро, французы арестовали Фердинанда Порше как видного деятеля нацистского режима. Он просидел в тюрьме в общей сложности 22 месяца, при этом консультируя автоконцерн «Рено». Никакого официального обвинения ему в итоге так и не предъявили. Хотя можно было. При строительстве заводов и производстве техники активно использовался труд заключённых и подневольных рабочих со всей Европы. Естественно, с жертвами. И Порше знал об этом. Конструктор вышел из тюрьмы в 1947 году под залог в один миллион франков, которые внёс его сын. Ферри выкупил отца.

«Жуки», наводнившие Америку

Кстати, «жуком» новую машину окрестил некий американский репортёр. Он и не подозревал, что мог бы стать миллионером, если бы запатентовал это имя и получал хотя бы по одному доллару с каждого проданного авто.

Всего через год с небольшим после войны с конвейера «Фольксвагена» сошёл «жук» с порядковым номером 10 000. Расквартированные по всей Европе американские солдаты оценили добротные и дешёвые миниатюрные авто. И не беда, что пассажирам приходилось пролезать на задние сиденья через откинутое переднее, согнувшись в три погибели, зато купить их можно было на месячное жалованье и автомобилисты могли в любое время рассчитывать на квалифицированную техпомощь. Последнее сыграло немалую роль, ибо кардинально расходилось с американской концепцией, рассчитанной на быстрый износ и покупку очередной машины. Словом, «жуки» хлынули в Штаты — на беду Генри Форду-младшему, который прежде насмехался над маленьким «дерьмоходом». Темпы производства поражали: планка в 50 тысяч была взята в 1946 году, в 1955-м — миллион, в 1965-м — 10 миллионов, а с 1972-го «жук» стал самым продаваемым автомобилем мира, обогнав знаменитый Ford T. За сорок лет выпущено более 20 миллионов малолитражек — абсолютный рекорд для одной модели, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса.

Незадолго до смерти, летом 1951 года, гениальный конструктор побывал в Германии и впервые своими глазами увидел, как сотни «жуков» весело бегут по автобанам. Старик не мог сдержать слёз: мечта всей его жизни стала реальностью.

В 1939 году был разработан первый автомобиль компании — Porsche 64, который стал прародителем всех будущих Porsche. Для постройки этого экземпляра Фердинанд Порше использовал некоторые компоненты от Volkswagen Kaefer. После войны его сын Ферри, такой же талантливый, как и его отец, собрал в Гмюнде прототип Porsche 356. А уже в июне 1948 года этот экземпляр был сертифицирован для дорог общего пользования. Вновь были использованы агрегаты от «жука», включая 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения и коробку передач. У первых серийных машин было, однако, принципиальное отличие: двигатель перенесли за заднюю ось, что позволило удешевить производство и освободить пространство для двух дополнительных мест в салоне. Спроектированный кузов обладал очень хорошей аэродинамикой.

«Порше» шагает по планете

В 1950 году компания Porsche вернулась в Штутгарт. Подарком к 75-летию отца стал чёрный Porsche 356 купе, названный, естественно, «Фердинанд», представитель нового нарождающегося класса спортивных машин. Через несколько месяцев Фердинанд Порше умер. В 1958 году стало ясно, что плясать от «жучкиной» печки уже несолидно. Поэтому началась работа над 901-й моделью, которая в 1963 году стала судьбоносной 911-й. Дело в том, что компания Peugeot, обладавшая патентом на индексы с 0 между двумя цифрами, в судебном порядке обжаловала название модели 901, и её переименовывают в 911. Малышка 911 стала родоначальницей целого модельного ряда, популярного и до сих пор. За 50 лет своего существования она претерпела более 50 модификаций.

На конец 1960-х годов приходится и начало триумфального шествия марки по автодромам мира. 911-й во всех своих ипостасях превратился сначала в национальное достояние, а затем и в автомобильную икону мирового масштаба. На Porsche 911 были выиграны бесчисленные ралли и конкурсы конструкторов.

Последняя модификация этой марки стала самой глубокой за всю свою историю. Дизайнеры и разработчики Porsche сдели всё, чтобы автомобиль остался узнаваемым. И стал при этом сверхбыстрым: автомобиль ускоряется от 0 до 100 километров в час менее чем за 5,2 секунды. Максимальная скорость — 290 километров в час.

Но не всё так гладко в мире Porsche. Сегодня компания является частью автоконцерна «Фольксваген», который управляет Porsche через специально созданный холдинг.

То, как Porsche был «съеден» VW, став 12-й маркой концерна, вызвало всплеск эмоций в политическом и финансовом мире. Сначала Porsche сам хотел поглотить VW, купив 51 процент его акций. Однако для осуществления сделки пришлось брать крупные займы у банков, что привело производителя спорткаров к убыткам. Так, по итогам 2008—2009 финансового года Porsche потеряла 4,4 миллиарда евро, что стоило места главе концерна Венделину Видекингу. Потом началось движение в обратную сторону. В 2009 году VW приобрёл 49,9 процента ценных бумаг производителя спорткаров за 3,9 миллиарда евро. А в 2012 году за 4,49 миллиарда уже полностью получил под свой контроль Porsche. При этом он сэкономил полтора миллиарда евро налоговых взносов и заплатил фискальным органам лишь 100 миллионов. Осуществить сделку удалось за счёт несовершенства германского налогового законодательства.

Вообще-то слияние двух концернов планировалось лишь на 2014 год. Однако от досрочной сделки ожидалась настолько большая выгода, что юристы VW почти два года яростно искали лазейку в законодательстве. И нашли. Продажа без налогов оказалась очень простой: вместе с деньгами к Porsche перешла одна акция VW. В результате сделка стала называться не покупкой, а реорганизацией предприятия. Юридически формально всё было так чисто, что даже финансовое ведомство города Штутгарта дало своё разрешение на операцию.

Симулированная покупка Porsche вызвала бурю возмущения в германских политических кругах. По словам председателя Свободно-демократической партии Райнера Брюдерле, VW просто нагло обвёл государство вокруг пальца и обворовал его граждан. Незамедлительно последовала реакция министров финансов 15 федеральных земель, единогласно потребовавших реформы закона о налогообложении сделок по реорганизации предприятий. Но для Porsche поезд уже ушёл.

Впрочем, скандалы не повлияли на сбыт знаменитой марки.

Концерн идёт своим путём, сохраняя самостоятельность в технических вопросах и являясь сверхприбыльным подразделением. Чистый доход от продажи одной машины в первом полугодии 2013-го составил 16 900 евро. Ни один автопроизводитель в мире даже близко не подходит к таким показателям.

Отец и сын Порше создали поистине нестареющий бренд.

Алексей Славин



Еще интересное из автомира:


11-08-2016, 19:33

Два самых легендарных Volkswagen

Два самых легендарных Volkswagen
    75 лет назад, 26 мая 1938 года был заложен фундамент первого завода Volkswagen в Волфсбурге. В честь юбилея мы вспоминаем о двух самых легендарных автомобилях, которые подарил миру
11-08-2016, 16:11

Porsche 911 празднует свое 50-летие

Porsche 911 празднует свое 50-летие
    Пожалуй, ни один автомобиль не имеет столь заслуженную репутацию, лишь улучшающуюся с годами, как Porsche 911. В этом году знаменитый спорткар празднует свое 50-летие. Ведь именно в
7-08-2016, 16:12

Porsche обеспечил себе уникальную репутацию

Porsche обеспечил себе уникальную репутацию
    С 1948 года Porsche благодаря классическим спортивным автомобилям, таким как 356 и 911 , обеспечил себе уникальную репутацию.
7-08-2016, 12:07

Имя Фердинанда Порше в истории автомобилестроения

Имя Фердинанда Порше в  истории автомобилестроения
    Имя Фердинанда Порше навсегда вошло в мировую историю автомобилестроения, — несомненно, он был одним из самых выдающихся автомобильных конструкторов первой половины XX века. Именно ему
6-08-2016, 21:34

Десятка самых необычных моделей Porsche

Десятка самых необычных  моделей Porsche
    1 декабря 1935 года родился Александр Фердинанд Порше - автор легендарной модели 911, долгие годы задававшей тон в дизайне спортивных авто. По этому случаю мы собрали десятку самых
Навигация
Архив