Полезные статьи

ГАЗ-69 не отвечает требованиям армии

 ГАЗ-69 не отвечает требованиям армии

 

К 1960 году со всей очевидностью стало ясно, что ГАЗ-69 с его малой энерговооруженностью, недостаточным клиренсом и двумя разновидностями кузова не отвечает требованиям армии.

Взявшись за создание принципиально нового армейского вездехода, молодое ульяновское предприятие, до тех пор не имевшее серьезного опыта разработки такой техники, необходимого проектно-конструкторского потенциала и крупных производственных мощностей, попало в затруднительную ситуацию. В результате буквально интуитивным путем было построено несколько прототипов разной конструкции, испытанных на заводе, в пробегах и на полигоне 21 НИИИ, а процесс постановки окончательного образца на конвейер занял непозволительно долгое время – более 10 лет, затормозив переход Советской Армии на новую легкую автотехнику. Все эти огромные проблемы быстро отошли на второй план, когда из заводских ворот стали выходить серийные машины УАЗ-469, наводнившие вооруженные силы и народное хозяйство прочными и практичными легкими вездеходами. Но это случилось потом, в 1972 году, а в конце 1950-х были совсем другие прототипы, коим было суждено превратиться в «469»!

Разработка нового джипа началась уже в 1959 году, когда УАЗ только разворачивал массовое производство машины ГАЗ-69, уже начинающей морально устаревать и отставать от мировых аналогов. Конструкторские поиски в итоге материализовались в опытные образцы внедорожников: УАЗ-460 и УАЗ-470.

Старая школа джипостроения: УАЗ-460

В 1960 году появился прототип УАЗ-460. Он имел рамную основу с открытым 4-дверным кузовом, по общей конструкции сходный с ГАЗ-69. На УАЗ-460, предусматривалась установка нового 2.5-литрового верхнеклапанного мотора мощностью 70 л.с. (от «ГАЗ-21»), 3-ступенчатой коробки передач и зависимой рессорной подвески. Таким образом, был взят курс на простейшую по конструкции машину без отклонений от компоновочной схемы, заложенной американской конструкторской школой еще в 1940 году (Виллис).

Из-за недостаточного дорожного просвета (210 мм) военные УАЗ-460 не приняли. Автомобиль по своим тактико-техническим показателям находился на одном уровне с ГАЗ-69.

Для решения проблемы недостаточного клиренса была предложена схема с дополнительными колесными редукторами в ступицах колес, позволявшими значительно поднять мосты и кузов над поверхностью дороги.

Так появился второй прототип - 460Б с характерной угловатой функциональной внешностью и открытым 3-дверным тентованным кузовом. Он был выполнен на шасси малотоннажного «УАЗ-450» с тем же 70-сильным мотором «М-21» и зависимой рессорной подвеской, но уже оснащался колесными редукторами. Использование колесных редукторов позволило увеличить дорожный просвет до 300 мм, что наилучшим образом сказалось на геометрической проходимости внедорожника.

В 1962 – 1963 годах эти машины проходили испытания с разными кузовами – 4-дверным 7-местным пассажирским и 2-дверным грузопассажирским, причем, на последних версиях мощность возросла до 75 л.с.

В 1964 году, как развитие прототипов 460 и 460Б, впервые появился более солидный, прочный и несколько увеличенный в размерах автомобиль с колесными редукторами и повышенными тактико-техническими данными, который был унифицирован с будущим грузовым семейством «УАЗ-452» и получил знакомый индекс УАЗ-469.

Отход от старых традиций: УАЗ-471

В 1960 году был также построен опытный вездеход УАЗ-471, созданный по образцу американских джипов «М-151». Конструкция 470-го, явно была нетрадиционной для классической джипостроительной школы (Виллис, ГАЗ-64, ГАЗ-69). Он снабжался независимой подвеской всех колес на поперечных рычагах. Кузов у него был несущим (без рамы!), 4-дверным. Автомобиль опирался на 16-дюймовые шины, но колесных редукторов не имел.

До 471-го прототипа существовал еще и 470-й – на нем были установлены колесные редукторы внешнего зацепления.

На УАЗ-471 установили необычный компактный 4-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель (2.5 л мощностью 82 л.с.), созданный на основе мотора ГАЗ-21, но имевший длину на 120 мм короче.

Почти одновременно с американским «М151», в Англии начался выпуск и армейского внедорожника «Austin Gipsy» с независимой подвеской всех колес на резиновых упругих элементах, а с 1954 года внедорожника DKW Munga(Германия), также оснащенного независимой подвеской. Возможно, появление западных образцов военных джипов с независимой подвеской оказало некоторое влияние на ульяновских конструкторов.

Однако, интересная конструкция УАЗ-471, образцы которой были построены в 1960 году, так не увидела конвейера. Отчасти это объяснялось их технологической сложностью, но была и другая причина. Командирский автомобиль «Ford М151» оказался неудачным. Машина была сложна в управлении (особенно на дорогах с твердым покрытием), чем и вызывала немало нареканий. А поскольку американские военные во всем винили независимую подвеску, то классический «М38А1» еще долго использовался в армиях США и их союзников.

В процессе доводки и совершенствования прототипов будущего 469-го Бобика, нечто похожее на него в середине 1960-х годов появилось у китайских товарищей. Китайским Козликом стал BJ212 – представляющий собой упрощенный вариант советского оригинала.

Технические характеристики прототипов УАЗ-460 1960-х годов

Модель 460 460Б Тип кузова 2-дверный с тентом и откидным задним бортом 4-дверный с тентом и откидным задним бортом Число мест 4 5 Длина, мм 3 960 4 000 Ширина, мм 1 770 1 790 Высота, мм 1 870 1 890 Колесная база, мм 2 300 2 380 Дорожный просвет, мм 210 300 Масса снаряженная, кг 1 540 1650 Полезная нагрузка, кг 1 990 2100 Тип привода полный (подключаемый) полный (подключаемый) Раздатка 2-ст. 2-ст. Коробка передач 3-ст. мех. 3-ст. мех Тип двигателя карб. карб. Система охлаждения жидкостная жидкостная Объем двигателя, л. 2.445 2.445 Число цилиндров 4 (рядный) 4 (рядный) Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) 70 (4000) 75 (4000) Крутящий момент, Н*м (об./мин.) 160 (2200) 167 (2200) Макс. скорость, км/ч 100 110
Источник: Автомобили Советской Армии, Москва-2010, автор: Е.Кочнев

Опытные джипы 1960-х: УАЗ-460

Опытные джипы 1960-х: УАЗ-460Б с колесными редукторами (справа)

УАЗ-471 с 3- и 5-дверным кузовами и независимой подвеской колес



Еще интересное из автомира:


12-08-2016, 15:05

Первые киевские троллейбусы

Первые киевские троллейбусы
    В то время, как многие украинские города закупают подержанный электротранспорт за границей, наши заводы не могут найти заказчиков на свою продукцию. А ведь относительно недавно столица
11-08-2016, 21:21

Проектирование плавающего автомобиля

Проектирование плавающего автомобиля
    Сразу после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г.Москва) начались изыскательские работы по проектированию плавающего автомобиля на
7-08-2016, 20:53

Немецкий двухмоторный автомобиль

Немецкий двухмоторный автомобиль
    Немецкий гений - гений сумрачный. По этой причине немецкие инженеры тяготеют к экзотическим, красивым, но не оправданно сложным техническим решениям. Когда в середине тридцатых на
7-08-2016, 20:09

Внедорожники Восточного блока

Внедорожники Восточного блока
    Страны Восточного блока и Советский Союз после войны не могли похвастаться качественными дорогами. Поэтому производители автомобилей принялись за работу, чтобы товарищи могли
7-08-2016, 11:43

Современный автомобиль — ВАЗ-2121

Современный автомобиль — ВАЗ-2121
  Состояние дорог в Советском Союзе просто требовало приличного внедорожника. Такие модели, как ГАЗ-69 или М72, к середине 70-х годов уже устарели, их преемник УАЗ-469 был, скорее, армейской
Навигация
Архив